Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения"

История ГУАП



Rambler's Top100



просмотров:

Создание ЛАИ

25 января 1941 года Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик принял постановление о создании Ленинградского авиационный института. Эта дата является официальным днем рождения нашего вуза.

К 1941 году СССР уже имел мощную авиационную промышленность, работали научно-исследовательские институты, конструкторские бюро.

Для обеспечения авиационной отрасли высококвалифицированными кадрами еще в 1930 году были созданы Московский и Харьковский авиационные институты, в 1932 году - авиационные институты в Казани и Рыбинске. В 1940 году был открыт Московский авиационный технологический институт.

Назрела необходимость готовить специалистов с высшим образованием и в Ленинграде, где работали самолетостроительные, моторостроительные и приборостроительные предприятия и имелся значительный научный и педагогический потенциал.

25 января 1941 года было принято Постановление Правительства о создании Ленинградского авиационного института.

Директором (ректором) нового института был назначен Федор Петрович Катаев, работавший до этого директором Ленинградского автодорожного института.

Ленинградский авиационный институт был размещен в здании Чесменского дворца (ныне ул. Гастелло, 15).

Неоценимую помощь в создании нового института, в комплектовании его профессорско-преподавательского состава, в оборудовании кафедр оказали ленинградские вузы, научные институты и промышленные предприятия.

Ленинградский авиационный институт имел три факультета: самолетостроительный, приборостроительный и моторостроительный.

Первый набор в институт проводился сразу на четыре курса всех факультетов из нескольких ленинградских вузов: политехнического института, государственного университета, института железнодорожного транспорта, электротехнического института, института связи, автодорожного и других.

Было принято свыше 1200 студентов, занятия начались уже 15 февраля 1941 года.

Военные годы

22 июня 1941 года началась война. В институте шла первая экзаменационная сессия.

Уже в начале июля началось формирование народного ополчения Московского района Ленинграда. В его ряды вступило свыше 400 студентов и сотрудников авиационного института.

В августе из студентов и сотрудников института был создан 68-й истребительный батальон, а в начале сентября - еще один отряд народного ополчения, которые героически защищали родной город.

Осенью 1941 года в институте были развернуты мастерские по ремонту авиационных и танковых двигателей. Авиамастерские успешно работали все военные годы.

В марте 1942 года оставшийся личный состав института был эвакуирован на Большую землю. Часть преподавателей и студентов попала в Ташкент и влилась в состав авиационного института, эвакуированного из Воронежа. Другая часть преподавателей и студентов попала в Куйбышев, где они приняли активное участие в создании нового авиационного института.

В годы войны быстрыми темпами развивалось и усложнялось бортовое оборудование самолетов, приборы и системы управления. Стране требовались квалифицированные специалисты в этих областях.

20 февраля 1945 года было принято Постановление Правительства о возобновлении деятельности Ленинградского авиационного института и преобразовании его в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). Ректором института снова был назначен Федор Петрович Катаев.